Можно ли шутить о религии и сексе? Мы поговорили со стендаперами из Уфы и Москвы
Искусство стендап-комедии пришло в Россию в середине нулевых. Этот вид юмора берёт корни ещё в Древней Греции, но злободневные и иногда резонансные высказывания комиков до сих пор приходятся людям по вкусу. Если говорить об Уфе — здесь, по словам самих комиков, тоже есть места, где они могут поделиться юмором и взглядом на жизнь. К примеру, в клубе «Соты» регулярно проводят стендап-вечера, которые помогают сообществу расти.
Марат Байтимиров, стендап-комик (г. Уфа): «Ребята приглашают уже звёзд, которые уже были на ТНТ, на каких-то каналах. Это очень круто, что приглашаются, что люди ходят. Я приглашаю всех, я призываю всех, чтобы все ходили на стендапы, потому что здесь человек стоит и делится своим сокровенным».
На выступлениях в «Сотах», как считают сами стендаперы, растёт не только аудитория каждого из комиков, но и уровень шуток. Это замечают и те, кто занимается юмором совсем недавно. Анастасия Байгузина в стендапе всего год, но уже сейчас для неё это не просто развлечение, а способ заявить о том, что для неё важно.
Анастасия Байгузина, стендап-комик (г. Уфа): «Для меня стендап — это олицетворение свободы слова. И если ограничивать стендап, запрещать обсуждать какие-то темы, суть жанра теряется. Нужно высмеивать, обсуждать темы, которые острые, пикантные, которые не принято обсуждать. Где, если не здесь?»
Для многих людей стендап действительно становится глотком свободы, когда табуированные темы неожиданно становятся поводом для шуток, будь это религия или неоднозначные ситуации в жизни.
Анастасия Байгузина, стендап-комик (г. Уфа): «Когда какая-то пикантная тема, о ней может шутить, это условное правило, нигде не прописанное, только тот, у кого есть связь с этой темой. Например, вот я сегодня шутила про религию в контексте детей верующих. Я могу эту тему высмеивать, как человек, который является частью субкультуры».
Но не всё так просто. События уходящего года показали, что иногда даже обоснованные шутки приносят неприятные последствия. Как, например, ситуация с Идраком Мирзализаде: шутка о славянах и съёмных квартирах стала поводом запретить комику пребывание в России. С подобным сталкиваются не все артисты, но на общее настроение в сообществе это сильно влияет. Об этом рассказал известный московский комик Андрей Фролов.
Андрей Фролов, стендап-комик (г. Москва): «Все скандалы вокруг комиков — это, наверное, с одной стороны показатель того, что комедия приобретает вес, растёт в нашей стране, что является определённым этапом взросления жанра. Но с другой — немного беспокоит эта ситуация, конечно. Потому что непонятно, до чего это дойдёт. У меня такого острополитического, так скажем, материала нет, но, наблюдая за московскими комиками, я смотрю, что они, наверное, в каких-то моментах более пространно рассказывают свои идеи и мысли, которые приходят. Не все, конечно, кто-то гнёт свою линию. Ну, посмотрим. Не знаю, к чему это приведёт».
Но стендап не становится менее свободным, даже когда комикам приходится доносить свои мысли более завуалированно. Для артистов и зрителей это не только символ своеобразного протеста, но и показатель важности слова.
Тимур Мударисов, стендап-комик (г. Уфа): «Юмор в какой-то степени разряжает. На эти темы шутить нужно, это острые темы, их затрагивать нужно. Ограничивать комиков нельзя. Если это шутка и она смешная, то нельзя за неё как-то порицать».
Но, несмотря на неприятные события, стендап-комедия продолжает развиваться. Артисты придумывают каламбуры и делают смешными явления, которые раньше казались страшными и неприятными. Потому что для многих, если не для всех из них, юмор становится способом сделать повседневную жизнь немного смешнее.
Андрей Фролов, стендап-комик (г. Москва): «Чем хуже условия жизни комика, тем обычно лучше комедия становится. Так скажем, чем больше давление на творческую единицу комедийную, тем больше происходит обратная реакция».
В наступающем 2022 году в клубе «Соты» продолжат проводиться стендап-выступления как местных комиков, так и гостей из других городов.