Транспортная реформа в Уфе. Почему автобусов не хватает? Отвечает эксперт
Уфу завалило снегом, 10-балльные пробки сковали город на несколько дней, а у пассажиров общественного транспорта сдают нервы. Так, в редакцию UTV прислали аудиозапись из автобуса по маршруту №74, где пассажиры едва не побили водителя.
В прямом эфире телеканала UTV транспортный эксперт Олег Арефьев высказал свое мнение о коллапсе в городе. Он считает, что подобная ситуация применима и для других российских городов, а реакция пассажиров «Башавтотранса» вызвана низким уровнем качества жизни.
Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Градус напряжения реально очень большой. Причём снег только добавляет этого напряжения, но он не является единственным раздражителем. После того, как в инфополе начались все эти истории со снегом, я что слышу от власти уфимской? В последние два дня начались очень такие громкие отчёты: «Мы работаем с утра до вечера, и мы вывозим столько-то кубометров снега». Человек слушает про какие-то фантастические кубометры, смотрит во двор, а там снег по пояс лежит».
Олег Арефьев работал в сфере транспорта и рассказал, что никто не может точно измерить реальное количество вывезенного снега. Грузовая техника имеет паспортный объем кузова, делает не более пяти рейсов в день.
Олег Арефьев, транспортный эксперт: «А потом вечером подходят к учётчику и говорят: «Закрой мне». Они все из одной системы, они понимают, что деньги не свои, а государственные. Они закрывают план: допустим 10 рейсов на 10 км - реально сделано около двух-трех. Вечером идёт отчёт. Я не знаю, как сейчас это устроено, но раньше точно так это работало, я в этой системе работал сам. Так вот, вечером идёт отчёт: сколько вывезено КАМАЗов? 100 КАМАЗов, а в реальности 20 только. 100 машин — 10 условных кубических метров кузов. Значит, якобы столько кубических метров. В реальности вывезли в лучшем случае пятую часть.
По данным мэрии города, 16 января за сутки в столице вывезли 27 тысяч кубометров снега на 209 единиц техники. При этом на балансе администрации числится 522 единицы. Ранее в министерстве ЖКХ региона заявляли, что это почти в 4,5 раза меньше, чем нужно по нормативам. Власти планируют закупить почти на полтора миллиарда рублей дополнительной техники, но уже к следующему сезону.
Олег Арефьев, транспортный эксперт: «В Уфе вообще постоянно как-то, вот, нужны, как-будто, либо подвиг, либо какая-то победа: вот, купить на миллиард техники. Это подвиг. А в ежедневном рабочем режиме нет слаженности. Тот самый штаб, который был создан и анонсирован и который должен работать, он работает только на бумаге. В реальности вот он должен был разработать определенный механизм какой-то, определенное положение, ограничить использование личной техники, усилить работу общественного транспорта, перевести с тех же самых районов трактористов, запустить технику в 2-3 смены, чтобы она работала».
Мы узнали у жителей, что на их взгляд является причиной заторов и 10-балльных пробок в городе. Более полутора тысяч зрителей ютуб-канала UTV прошли опрос и 60% проголосовали за вариант «некачественной уборки снега».
Эксперт Олег Арефьев считает, что проблема пробок в городе — некачественная организация работы общественного транспорта. Сейчас жители не могут дождаться автобуса и едут на собственном автомобиле.
Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Простейший пример: сейчас из Сипайлово в Черниковку добраться можно только через Проспект. Люди вынуждены ехать на работу на своей машине. Второй момент, очень важный тоже: поток на Проспекте, как и на любой крупной улице, в конце куда-то должен с этой улицы уходить. То есть, если мы даже прочистим идеально Проспект, улицу Ленина, но если все примыкающие улицы будут забиты и там не будет движения, и Проспект, и улица Ленина будут стоять в мертвой пробке, потому что машинам с них, даже прочищенных, уйти будет некуда, они будут поворачивать на любую примыкающую, там вставать, за одной машиной встанет следующая машина, потом еще следующая, и в результате встанет всё».
Одним из значительных изменений, которое коснулось общественного транспорта — упразднение работы ПАЗиков. Это стало частью транспортной реформы, эффективность которой жителям еще предстоит оценить.
Олег Арефьев, транспортный эксперт: «Как Радий Фаритович очень хорошо сказал, на каком-то предновогоднем выступлении своем: «Мы убрали ПАЗики, разве не стало лучше?» Радий Фаритович, к сожалению, не стало лучше. Стало красивее, это да, тут поспорить сложно. Но лучше не стало, стало хуже».