Край Родной. Мусульманские святыни в Чишмах.
Деревня старые Чишмы — точка, с которой стартовала история Чишминского района еще в XVII веке (1650-ый год). Первые поселенцы обосновались вокруг родника, отсюда и название, в переводе означающее «родник». А вот крупный поселок, названный вслед за деревней Чишмы, возник в XIX веке, в связи с появлением крупной железнодорожной станции.
Но найденные археологами курганы и могильники свидетельствуют о том, что заселяли эти территории и ранее. Два памятника мусульманской культуры — мавзолей Хусейн-бека и кешене Туру-хана - своеобразные исторические каналы, связывающие нас с событиями древности.
Усыпальница Хусейн-бека
Мусульманская святыня времен Золотой Орды (XIV – XV века) . Мавзолей, созданный специально для праза первого имама и духовного судьи башкир Хаджи-Хусейн-бека, сына Азмир-бека из Туркестана. Скончался он в 80 лет почитаемым человеком.
Идея строительства принадлежала Тамерлану. Проходя со своим войском мимо этих мест, он узнал, что здесь похоронен его знаменитый земляк и решил построить гробницу. Рядом с памятником сразу 6 захоронений с плитами с арабской вязью, указывающими на такой же внушающий возраст. Той же зимой по непонятным причинам умерли военачальники Тамерлана. От этих первых захоронений и пошло древнейшее мусульманское кладбище Акзират.
В 1985 году уфимскими археологами впервые были произведены раскопки. Внутри были найдены останки девяти человек: трех взрослых и шести детей. По черепу погребенного в центре головой к Мекке был восстановлен портрет Хусейн-бека и теперь мы можем себе представить как он выглядил. В 2016 году произошло перезахоронение.
Соборная мечеть в районном центре тоже названа в честь Хусейн-бека. Она стоит рядом с церквью, обе они были построены на пожертвования.
С 2004 года в Чишмах проходят сходы мусульман в честь ученого, просветителя Хусейн-бека, на которые сьезжаются имамы со всех районов республики.
Значение этот памятник имеет огромное, являясь прямым доказательством того, что с этого времени, а может быть и намного раньше, башкиры облюбовали эти места и приняли мусульманскую религию.
Мавзолей Тура-Хана
Находится в двеннадцати километрах от поселка Чишмы. Много легенд и слухов связано с этим местом, к сожалению, мало достоверных исторических фактов. Несмотря на внешнее сходство этих сооружений, нельзя с уверенностью сказать, что это тоже гробница, поскольку археологами не были найдены ни останки, ни предметы, связанные с погребением внутри сооружения. Есть мнение ученых о том, что это был дом суда, в котором Туру-хан выслушивал спорящих и решал их конфликты.
А кто такой Туру-хан?
Давайте хотя бы предположим. Вы никогда не думали, что, возможно, дворец Туру-хана и гора Тура-Тау исторически связаны? Придя в наши края из Сибири, сначала прямой потомок Чингисхана с ордой поселился на горе, которая получила его имя — Тура. Мавзолей скорее всего был его летней резиденцией.
Слово «Чишмы», как мы теперь уже знаем, в переводе с башкирского — родник. Учитывая, что именно здесь жил первый имам Башкирии, этот район можно назвать родником, из которого берет начало мусульманская религия в нашем родном крае.

Край родной. История "Башкирского Питера"

Край родной. История города Туймазы

Край родной. История Ишимбая.

Край родной. История города Салават.

Край родной. Мелеузовский ям.

Край родной. История Белорецка.

Край родной. История поселка Нагаево.

Край родной. О башкирской Балтике

Край родной. История села Иглино
