Мастера Башкирии. Татьяна Матиас.

13 января 2020
Татьяна Матиас на празднике Ивана Купала учит плести венки и рассказывает о языческой славянской символике

Татьяна Матиас: «Мы из деревни Буденный, у нас 70% жителей деревни — это белорусы. Еще наши прабабушки и прадедушки сюда приехали очень молодыми, здесь образовывали хутора, потом переселились в деревню. Так мы здесь и живем. Именно предки тех, кто когда-то давно приехал из Белоруссии в Башкирию. Почему сюда приехали? Ну, как они сами рассказывали, когда мы собирали историю села, в Белоруссии были скудные земли, там было много болот, негде хлеб сеять, их даже правительство перевозило целыми составами вглубь России: кто в Башкирию, кто в другие регионы... Они здесь выкупали земли, лес. Везде лес был, его вырубали. Из него строили дома. Уже перед Великой Отечественной войной решили маленькие хутора объединять в деревни. Так и образовался наш Буденный. Мои предки и по отцовой, и по материнской линии сюда одновременно приехали. Хутора рядом были. Так и познакомились. Появились наши родители, потом мы».

 

 

А Вы ездили на Родину, в Белоруссию?

Я была один раз на Родине, в 1997 году — очень давно и наверное уже больше не побываю там.

Татьяна Матиас: «Что праздновалось на Ивана Купала? Что отмечалось? Вода, огонь и растение. Огонь у нас будет, купания будут, а растения это вот — наши венки, купальские венки, самый главный символ праздника.

Вообще-то это был языческий праздник. Но это уже по-моему всем известно. Он был дня на 2 перенесен, Иван Предтеча крестил Иисус Христа, 7 июля, и 2 этих праздника — Крещение и славянский Ивана Купала объединили. А день перед Иваном Купалой называется Аграфена Купальница. Именно сегодня цветы обладают сильной магической и целебной силой. Завтра на рассвете нужно собирать росу, ею умываться, обмывать тело, для здоровья... Это как Новый год — начинают с вечера гулять, утром продолжают. Сегодня спать ночью нельзя, сегодня всю нечисть выгоним с воды, чтобы спокойно до 2 августа, до Ильи, купаться в любых водоемах. А завтра надо обязательно искупаться. Вот мы сегодня в Буденный вернемся, у нас вся ночь будет купальской.

 

 

В венке должно быть не менее 12 цветов. И каждый цветок имел свое значение. Ромашку, например, чаще вплетали в девичьи венки. Она обозначала невинность и частоту. Хотя женщины ее брали, потому что он обладает большой магической силою. Евсли кто-то не знает какой брать цветочек, все равно он берет, на какой глаз радуется и все равно он его просит «Ты, вот, цветочек, дай мне красоты женской. А ты цветочек сделай, чтоб муж у меня был верный. А это чтобы люди ко мне относились хорошо». И вот так вот, плетя веночек, девушки закладывали себе судьбу. Все, что она хочет видеть в этом венке, она закладывает в него, и когда она его надевает на голову, ходит с ним, она должна притянуть это все себе. И потом ходили с этим веночком на игрищах.

 

Если незамужняя девушка, кто уже думает выйти замуж, после этого могут на воду опустить венки. И он предскажет, какая судьба у нее будет: то ли она быстро замуж выйдет, то ли, может, еще в девках посидит, нечего туда торопиться. А потом это веночек можно выловить, это хороший знак, если обратно веночек поймал, и принести домой, как оберег, на целый год. Можно в хлеву повесить, кто в деревне, или же в дом где-то повесить на гвоздик и пусть он висит. Но выбросить ни в коем случае его нельзя, можно спалить в костре, можно закинуть на дерево, можно на кладбище оставить, но выкинуть ни в коем случае, почему нельзя? Потому что вновь собранные травы дляэтой девушки уже не будут обладать лечебными и магическими действиями. Вот такое нехитрое увлечение девушек накануне Ивана Купала. Цветочки старались собирать еще когда роса не упала и не высохла.

 

Сейчас уже венки носят все, а раньше разрешалось девочкам надевать купальские венки с 10 лет и пока не вышла замуж. Замужние женщины уже венки не носили. Замужние женщины носили платочки.

Сегодня столько переплели венков. Трава уже кончается. Там уже все в венках ходят.

А вы с детства плели веночки?

Ну, конечно, а как же, любая девочка, мне кажется, деревенская тем более, должна уметь венки плести. Это женский праздник. Но парни должны присутствовать, тем более, что девушки могли венок сплести и для своего суженого. Но мужчинам нужно обязательно в венок добавить зверобой или дубовую веточку. Это мужские растения. Чтобы у них было все успешно.

Сегодня сами видите сколько здесь молодежи, детей. А дети пусть видят, пусть учатся. Вот сколько сегодня людей не умели даже венки плести. Понимаете? Это же даже странно. И девочки сегодня познают это плетение венков, они в таком восторге. А кажется там все просто — наложил травочку, завернул и все, и вот тебе венок. Сегодня столько рассказывают про веники, про чаи, про травы...Все про венки расспрашивали. Я считаю, что это нужно, чтобы не уходили вот эти знания наших предков. Раз это нужно было нашим предкам, значит, и нам это надо, чтобы и мы могли передать молодежи и последующим поколениям, что еще немножко сами знаем.

 

Я вообще сколько себя помню, я всю жизнь умела венки плести. Я не знаю кто меня научил. Но в нашем детстве Ивана Купала не отмечали.

- Нельзя было, да?

- Не знаю. Просто не отмечали. Это уже когда Советский Союз распался и что-то все бросились отмечать обрядовые праздники. Может это и правильно, конечно, но раньше, в нашем детстве Ивана Купала как такового не отмечали. Я не такая уж древняя, тем не менее, это так. Я очень рада, что сейчас вот так вот люди собираются, на такой праздник. Это и общение. Сами видите — очень интересно».